Он плохо лечит, но пациентов всегда много. Почему?
Первичную консультацию можно сравнить с первым свиданием. Два человека общаются друг с другом (врач и пациент), пытаясь понять, будет ли им комфортно сотрудничать далее или лучше поискать другого партнера.
И если врач может отказать пациенту в случае обнаружения у него экстремистских наклонностей, то пациенту для отрицательного решения будет достаточно неуверенной интонации или одной пренебрежительной фразы. Так как он рискует большим, здоровьем. Давайте это обсудим.
Фразы обесценивающие пациента
В психологии есть такое понятие – конфликтоген. Дословно это означает следующее. Конфликтоген — это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. В данном контексте речь идет не о том, что пациент может устроить скандал, а о том, что некоторые фразы доктора он может понять по-своему, негативно.
К таким фразам относятся:
— “Кто вам сказал, что …”
— “Повторяю вам в третий раз …”
— “Кто здесь врач, вы или я? Вот и не спорьте …”
— и тд.
Обратите внимание, все эти фразы, как бы обесценивают мнение или позицию пациента. Они словно говорят ему “Ты дурак, а я врач”. И он действительно может слышать именно этот смысл. Любому человеку не понравится такое пренебрежительно отношение. Хотя доктор, возможно и не хотел обидеть пациента.
Слышу голос скептика: “Причем тут все это, ведь пациент ищет хорошего доктора, а не собеседника?” Отвечаю. Дело в том, что хороший доктор в глазах пациента это не только квалифицированный специалист, но и приятный, душевный человек.
Иногда я слышу такую фразу: “Есть у нас в клинике врач… Лечить пока толком не научился. Работы так себе. Но разговаривает с пациентами, как Бог. К нему всегда очередь”. Фразы конфликтогены такой доктор из своей речи видимо исключил.